Марникс де Нийс: "Технологии действуют как движущая сила культурных изменений"
Марникс де Нийс (Marnix de Nijs) - голландский художник, пионер голландского медиа-искусства с середины 90-х.
Де Нийс использует высоко-концептуальные механизмы, собственное программное обеспечение и постоянно меняющиеся технологии для создания интерактивных работ, которые играют со зрительским восприятием.
В своих работах де Нийс исследует непрерывное воздействие современной технологической культуры на наши органы чувств и рассматривает процесс формирования образов.
Самые последние инсталляции сфокусированы на культурных явлениях и культурных аномалиях, вызванных стремительной технологической эволюцией.
Центральное место в его работах занимает следующая идея: технологии действуют как движущая сила культурных изменений, способная генерировать новый опыт для переосмысления социальных привычек.
Работы Марникса базируются на творческом потенциале, открываемом новыми медиа, и в то же время критически анализируют их влияние на современное общество и человеческое восприятие.
Для того, чтобы создать технологически сложную установку, де Нийс, зачастую, тесно сотрудничает с медиа-лабораториями, такими как V2_Lab (Роттердам, Нидерланды), университетами (ТУ Дармштадт, Германия) и высококвалифицированными разработчиками/инженерами.
В его работах используется специально разработанное программное обеспечение и оборудование, которое позволяет адаптировать существующие технологические новшества для особой художественной интерпретации.
Несмотря на то, что де Нийс сосредоточен на использовании технологий, его первоначальное образование в области скульптуры сильно прослеживается в работах, как с точки зрения их масштабности, так и с точки зрения искусной работы с материалами.
«Как скульптор я всегда увлекался наполнением и исследованием пустого пространства. Когда появились технологии, то я перенес свои исследования в виртуальную реальность».
Ранние работы Марникса – это своего рода рассуждения о динамических столкновениях между человеческим телом и машиной: "Специальные звуки" (Spatial Sounds, 2000–2001) - в сотрудничестве с Эдвином ван дер Хайде (Edwin van der Heide), "Беги, сукин сын, беги" (Run Motherfucker Run, 2001 – 2004), "Пекинский ускоритель" (Beijing Accelerator, 2006).
Источник фото - официальный сайт художника
Эти работы бросают вызов традиционному представлению о скульптуре как о статическом объекте, вторя футуристическим экспериментам. В них исследуется мания скорости, доминирующая среди людей в современном обществе.
Инсталляция "Распадающиеся перспективы" (Exploded Views, 2008), специально разработанная для города Флоренция, исследует то, как мы воспринимаем городскую среду. Три участника бегут каждый по своей беговой дорожке. Они физически перемещают себя через интерактивную аудио-среду, перед ними проецируется интерактивное изображение.
Движения участников задают динамику 3D-изображений, демонстрирующих несколько городских пейзажей. Городские пейзажи сканируются с применением технологии 3D-сканирования, которая создает сюрреалистическую и сказочную атмосферу. Эти 3D-сканы тщательно воссозданы из неимоверного количества фотографий с использованием сложных алгоритмов.
Во Флоренции акцент был сделан на то, как непрекращающийся поток туристов нарушает общественную жизнь и красоту города эпохи Возрождения.
Источник фото - Centro di Cultura Contemporanea Strozzina
«Медиаискусство позволяет дать множество ответов на главные вопросы жизни: почему это все происходит? что все это значит? Мне кажется, что можно либо никогда не задавать себе эти вопросы и просидеть всю жизнь на диване, можно стать религиозным, а можно стать художником. Технологии сейчас могут быть интегрированы во все, и тем интереснее ими заниматься».
В инсталляции "Распадающиеся перспективы 2.0" (Exploded Views 2.0, 2012-2013) Марникс де Нийс исследует представление о восприятии городской среды в глобальном масштабе и ту роль, которую приобрела всемирная паутина в конструировании нашего взгляда на мир.
В отличие от предыдущей версии инсталляции, контент трехмерных городских пейзажей обеспечивается пользователями социальных медиа-платформ. В работе анализируются GPS-теги всех фотографий, доступных на общественных сайтах обмена фотографиями (например, Flickr) и в 3D формате реконструируется топ 400 самых фотографируемых мест.
Работа представляет мир в соответствии с тем, как он фотографически представлен в Интернете.
С помощью инсталляции "Распадающиеся перспективы 2.0" (Exploded Views 2.0, 2012-2013) Марникс де Нийс обращает внимание на то, как постоянно растущее число цифровых изображений, доступных в Интернете, быстро заменяет реальность и становится основным источником для формирования нашего представления о мире. Визуальный контент online, распространение фотографий городских пейзажей и событий являются видимостью, симулякром, как это определено в основополагающем труде Жана Бодрийяра "Симулякры и симуляции". То, что моделируется, представлено в качестве оригинала, а не в качестве имитации. Оригинала больше не существует и, возможно, никогда не существовало, либо его значение притупилось по сравнению с симулякрами, достигающими уровня первенства и подлинности.
Источник фото - CAFA ART INFO
Работы "Физиогномический исследователь" (Physiognomic Scrutinizer, 2009) и "Зеркало" (Mirror Piece, 2010 – 2011) изучают угрозы, которые таят в себе последние разработки в области технологий наблюдения, повсеместно используемых в современных общественных местах. Используя биометрические алгоритмы для физиогномических целей, обе установки анализируют черты лица наблюдателей. Система сверяет полученный портрет со своей базой данных сомнительных граждан и выводит на второй экран наиболее близкое соответствие.
В инсталляции "15 минут биометрической славы" (15 Minutes of Biometric Fame, 2011) камера, движущаяся по рельсам на «тележке кинооператора», выхватывает из толпы лица и подвергает их все тому же анализу, сравнивая со знаменитостями. Процесс сопоставления можно наблюдать на дисплее, который прикреплен к камере.
Источник фото - официальный сайт художника
Марникс де Нийс иронически разбирает процессы, с помощью которых современной индустрией развлечений, а также обычными пользователями интернета формируется известность. В современной, движимой интернетом, культуре знаменитостями становятся не только гламурные актеры и поп-певцы, но и обычные люди, которые достигают своих 15 минут славы через участие в реалити-шоу или загрузку видео на YouTube. В то же время, эта серия работ призвана снизить доверие к веб-базам данных как источникам достоверной информации.
«Аудитория иногда настроена скептически, но ей надо учиться по-другому смотреть на искусство. Если ты никогда не слышал про концептуальную живопись, то ты не сможешь ее понять, если ты видел только классические скульптуры, то тебя будут раздражать современные работы. То же самое происходит и с медиаискусством: к встрече с ним надо готовиться, у него тоже есть своя история и свои истоки».
Недавние работы де Нийса, такие как "Прямолинейный Смещение" (Rectilinear displacement, 2014) и "Периферическая траектория" (Peripheral trajectory, 2015) исслелуют особенности процесса восприятия.
В инсталляции "Прямолинейный Смещение" (Rectilinear displacement, 2014) исследуется концепция «движения вперед» или «съемки с движения». Этот термин, используемый в кинематографе, означает поступательное движение камеры, как в случае вождения автомобиля - где вы можете одновременно воспринимать проходящие пейзажи с обеих сторон оптической оси. В инсталляции это типичное кинематографическое путешествие реконструируется, помещая самого зрителя внутрь камеры.
Зритель совершает продолжительное механическое движение по линейной траектории - до 40 метров через выставочное пространство. Визуально он погружен в виртуальное пространство, которое проецируется на сферическом экране. Изображения построены из "облака точек лазерного сканирования", состоящего из предварительно сканирования всего комплекса наподобие рентгеновского (x-ray like) и динамического сканирования в режиме реального времени самого выставочного пространства.
Источник фото - официальный сайт художника
В инсталляции "Периферическая траектория" (Peripheral trajectory, 2015) исследуются особенности периферического зрения, которое отвечает за обнаружение движения и является важной основой для понимания происходящего вокруг нас. Верхняя часть туловища зрителя помещена в горизонтальном цилиндре, на поверхности которого проецируются 3D изображения, впереди - темно. Изображения создают обманные ощущение, что вы движетесь, или движется пространство вокруг. На поверхности цилиндра проецируется абстрактная городская среда, не имеющая ссылок на какое-либо конкретное место. Посредством тонких манипуляций: движения контента, искажения перспективы, незначительных сдвигов баланса, - создается эффект, разрушающий привычные представления о восприятии.
Источник фото - официальный сайт художника
Работы Марникса де Нийса широко экспонируются в художественных институтах по всему миру, музеях и на площадках фестивалей. Одна из его работ, "Распадающиеся перспективы 2.0" (Exploded Views 2.0, 2012-2013), представлена в коллекции из девятнадцати произведений выдающихся видео- и медиахудожников XX–XXI века в ГМИИ им. А.С.Пушкина в рамках выставки «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства».
«Советую молодым художникам самим разрабатывать инструменты, с которыми они работают, и не полагаться на готовые компьютерные программы. Всегда можно найти приложение, которое сделает то, что ты хочешь, но если задуматься, ты все равно будешь следовать за логикой программы, а не выстраивать свою собственную. А если ты хочешь создавать что-то действительно уникальное, то разрабатывай свой софт».
Источник основной информации - официальный сайт художника
Источник основного фото - интервью для BAZAAR.RU
Источник приведенных цитат - интервью для Buro 24/7