Регистрация

События

Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства
26.05.2016 - 30.09.2016 Москва, ул. Волхонка, 14, стр. 5, Усадьба князей Голицыных

Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представляет первый проект нового Отдела кино- и медиаискусства Музея.

Выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» – это коллекция девятнадцати произведений  выдающихся видео- и медиахудожников XX–XXI века.

Проект посвящен столкновению прошлого и настоящего, инновационным процессам, происходившим в XX веке, связанным с «высвобождением» художественных средств. Музей приглашает не только в пространство старинной усадьбы, но и в пространство инсталляций, созданных с учетом «гения места».

Участники выставки:

Cегодняшнее искусство стремится выйти за пределы не только рамы картины, но и экранного пространства. Среди сюжетов, которые предлагает пережить «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», этот – один из важнейших. В музее XXI века не должно быть абсолютно тихо – зрение, слух и наше передвижение по музейной экспозиции – средства нашего восприятия; от сетчатки глаза – к тактильному ощущению, так идет процесс погружения в образ.

Несмотря на то, что слово «впечатление», являясь, в сущности, калькой с французского impression, отсылает к опыту художников-импрессионистов, прямой диалог с ними не является основной целью этого проекта. Скорее, их опыт важен как отправная точка путешествия к пониманию нового опыта восприятия человеком окружающего мира, в котором визуальные образы, тактильные ощущения и слуховые переживания неразрывно связаны с процессом познания.

Краткие описания работ:

В видеоинсталляции «Отражающий бассейн» (1977–1979) американский видеохудожник Билл Виола (США) (р. 1951) обращается к теме времени и мотиву воды как границы между мирами. Человек, прыгающий в бассейн, исчезает из видимой реальности, в то время как его отражение начинает жить своей жизнью по ту сторону поверхности воды. Эта работа – метафора крещения в мире виртуальных образов, а также свидетельство вдохновения, которое Виола черпает в даосизме, буддизме и греческой философии.


Билл Виола - Отражающий бассейн (Bill Viola - Reflecting pool)

Американский концептуалист Брюс Науман (р. 1941) постоянно экспериментирует. Его инсталляции-коридоры, включающие зрительское участие, исследуют эффекты смещения и дезориентации. Проходя через коридор, зритель видит себя на верхнем мониторе со спины, уменьшающимся по мере продвижения; на нижнем мониторе его фигура отсутствует. В результате возникает тревожный опыт удвоения и смещения.


Брюс Науман - Записанный вживую коридор (Bruce Nauman - Live-Taped Video Corridor)

Три видео из цикла «Время / Путешествие» (1970–1981) представляют три примера иронического путешествия и три приема видео-эффектов. Шкала эволюции движется в обратную сторону за счет изменения скорости видео-сигнала в «Эволюции» (1970); французские багеты летают на фоне различного антуража в искусственной перспективе «Золотого путешествия» (1973) – иронической интерпретации картины Рене Магритта; и наконец, сами художники отправляются в путешествие «В поисках Замка» (1981) и оказываются в полностью абстрактной электронной среде. Это далеко не все приемы манипулирования изображением, к которым обращались в своем творчестве пионеры видеоарта Вуди Васюлка (р. 1937) и Штейна Васюлка (р. 1940).


Стоп-кадры видео "Золотое путешествие" Штейна и Вуди Васюлка (Steina & Woody Vasulka - Golden Voyage)

Инсталляция «Стена» (2011) состоит из фотографий стен, на которых время и экстремальные погодные условия Заполярья оставили свой след, поразительно напоминающий минималистические пейзажи этой местности. Иван Лунгин (р. 1979) размышляет о монотонности и безличии пейзажа и одиночества в нем, искусно передавая живописные эффекты, даже не обращаясь к этой технике. Интерактивная инсталляция «Водный сад» (2004) переносит зрителя в виртуальный мир водных садов, вдохновленный «Водяными лилиями» Клода Моне. Она состоит из живых растений, которые за счет технологии взаимодействия со зрителем способны влиять на поведение виртуальных цветов на экране. Эта работа – один из примеров творчества Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно (Австрия), которые работают с генерирующими системами и искусственной жизнью не только как художники, но и как ученые. В инсталляции «С полки на полку» (2016) зрителя ждут пустые книжные стеллажи бывшего Института философии, на которых стоят карточные домики, сделанные из старых каталожных карточек, а откуда-то доносится тиканье невидимых глазу часов. Хрупкая эфемерная история отсчитывает секунды, а художник Ксения Перетрухина (р. 1972) и композитор Дмитрий Власик (р. 1981) приглашают зрителя к ней прикоснуться.


Инсталляция "Водный сад" Кристы Зоммер и Лорана Миньоно

«Стена взглядов» вырастает в одноименной видеоинсталляции (2012) и предстает в виде изображений человеческих лиц. В ходе эксперимента в Лаборатории интегративной нейронауки в Буэнос-Айресе с помощью ай-трекера отслеживались движения глаз зрителей, которым демонстрировалось портретное изображение. Эксперимент позволил выявить те части лица, которые обычно остаются на периферии зрения. В этой работе с помощью интерактивных технологий художник Мариано Сардон (р.1968) и ученый Мариано Сигман из Аргентины обращаются к теме внешнего восприятия человеком других людей.


Мариано Сардон - Инсталляция "Стена взглядов"

В интерактивной инсталляции «Распадающиеся перспективы 2.0» (2012–2013) зритель может погрузиться в образ городской среды, реконструированный на основе ее репрезентации в сети. Программа анализирует GPS-тэги фотографий, доступных на фотохостингах социальных медиаплатформ, и реконструирует в 3D-формате 400 самых популярных мест. Однако получившийся призрачный образ противоречит той физической реальности, которую мы знаем. В этом, как и в других своих проектах, пионер голландского медиаискусства Марникс де Нийс (р.р. 1970) исследует, каким образом современная технологическая культура воздействует на наши чувства и формирует способы нашего восприятия.


Марникс де Нийс - Инсталляция "Распадающиеся перспективы 2.0"

«Кровь в цвету» (1995) – это перцептивное путешествие сквозь человеческое тело с помощью человеческого глаза, микроскопа и электронного датчика. Голландская мультимедиахудожница и продюсер Мирель Мираж приглашает зрителя совершить его в поисках поэтических образов, ассоциаций и впечатлений.

В видеоинсталляции «Смена частей» (1984) сталкиваются две реальности: четко определенная упорядоченная реальность размеренной жизни и реальность хаоса, войны и разрушения. Родившаяся в Ливане у родителей, вынужденных бежать из Палестины, Мона Хатум (р.1952) зачастую обращается к темам места и перемещения, а также испытывает на прочность условные границы, например, между влечением и отвращением. Работа смонтирована из кадров, снятых в доме художницы в Бейруте, и пленки, документирующей ее перформанс под названием «В осаде», исполненный в Лондоне.

В видеоинсталляции «Впечатления» (1978) рука взаимодействует с лучом света, как инструментом; таким образом совмещаются предмет и средство творчества. Работа является свидетельством решающего влияния, которое оказали рисунки Рембрандта на творчество Нан Хувер (1931–2008). Свет, движение и человеческое тело – главные темы творчества голландской художницы, которая известна своей новаторской работой в сфере видеоарта, фотографии и перформанса.


Нан Хувер - Видеоинсталляция "Впечатления"

Благодаря медленному движению и низкому разрешению в видеофильме «Крик» (2009), изображение двух детей, которые в реальности бегут за машиной, размывается до тех пор, пока экран не становится похожим на абстрактное живописное полотно. В творчестве Адриан Пачи (р. 1969)интерпретации мимолетных жестов подчас неоднозначны, абстрактны и открыты для универсального прочтения. Он играет с живописными возможностями видео для создания художественного образа из повседневных деталей и тем.


Адриан Пачи - Видеофильм "Крик"

«Женщины Антверпена в ноябре» – двадцать историй о женщинах в фильме (2008) бельгийского режиссера Шанталь Акерман (1950–2015). Каждая из героинь находится в определенном душевном состоянии: от скуки и одиночества до страха и горя, а зрителю остается только гадать об их судьбах и личных обстоятельствах. Поэтическое наблюдение за обыденностью сочетается у Акерман со скепсисом по отношению к реалистической трактовке ее исследования репрезентативных возможностей кинематографа.


Шанталь Акерман - кадры из фильма «Женщины Антверпена в ноябре»

В звуковой скульптуре Silent Action in Blue (2016) экраны из бронзовых сплавов воспроизводят экстранизкие частоты, которые мы не слышим, но ощущаем всем телом. К ним присоединяется запись ударов сердца автора, превращая пространство зала в невидимый вибрирующий «кокон». Отраженный от потолка звук растворяется в сумерках голубого света. Юрий Календарёв (р. 1947) переосмысляет концепт скульптуры через слуховой опыт, который выходит за рамки звука как такового в область чистой акустики.

Princess Nocturne – прозвище княгини Авдотьи Голицыной, которая когда-то жила в этом доме и не спала по ночам из-за предсказания гадалки о смерти во сне. Видеоинсталляция (2016) создана специально для старинного потолка, в который бессонными ночами могла вглядываться княгиня Голицына, и представляет собой калейдоскоп пронзительных образов цветущего сада. Татьяна Ахметгалиева (р. 1983) обращается к теме отношений человека с реальностью через искажение визуального образа; теоретик визуальной культуры, психоаналитик Виктор Мазин с помощью звука помогает ей понять иррациональные мотивы поведения Princess Nocturne.


Татьяна Ахметгалиева - Инсталляция "Princess Nocturne"

В работе «Дега, или Мерцание» (2012–2016) одна и та же сцена запечатлена с помощью трех разных техник, и зрителю предлагают самому разобраться, что первично в создании художественного образа: живописное импрессионистическое впечатление, моментальная фотография или расширенное пространство видео. Ирина Нахова (р. 1955) зачастую экспериментирует над формой, используя разные художественные средства: от парашютного шелка до видео.


Ирина Нахова - Инсталляция "Дега, или мерцание"

Инсталляция «Деревья в сквере усадьбы Голицыных» (2016) предлагает зрителю прочувствовать собственное ощущение течения времени: виды сквера накладываются на поток записей из личного архива, и в сознании зрителя происходит своеобразный монтаж впечатлений. В этой специфической инсталляции Дина Караман (р. 1986) с успехом применила свое мастерство и опыт работы с архитектурой выставочных пространств, кино и звуком.

Норвежская медиахудожница Марианна Хеске (р. 1946) пытается соединить новые технологии с миром природы и отправляется в горы, чтобы запечатлеть родные северные пейзажи. Но вместо мольберта, холста и красок она использует штатив, камеру и портативный видеомонитор, а затем, уже в мастерской, переводит схваченные образы на холст с помощью цифровой печати. «Электронные» горы Хеске дают необходимый импульс для творческого интегрирования природы и культуры.

Видеоинсталляция «Преждевременное целое» (2016) наполнена игрой световых пятен и силуэтов. Елена Коптяева (р. 1989), подобно художникам-импрессионистам, пытается понять материю света, отделенного от формы. В этом исследовании она приходит к заключению, что если мы наблюдаем или фиксируем некую реальность, то наш взгляд и личный опыт неизменно влияет на ее восприятие, меняет ее в нашем представлении.


Елена Коптяева - Видеоинсталляция "Преждевременное целое"

Слово куратора Ольги Шишко

Бесплатный аудиогид по выставке

Источник информации: Официальный сайт ГМИИ Им. А.С.Пушкина

Вернуться к списку событий