Регистрация

Энциклопедия

Создание световой среды города - одно из направлений профессиональной творческой деятельности светодизайнера, целью которой, как и любого продукта дизайна, является соответствие художественным и функциональным качествам. Автор определяет критерии комплексной оценки визуального качества искусственной световой среды города и выдвигает новый критерий – дизайн-свойства светового окружения.

Городская среда будь то жилой район, площадь или улица обладает своими характерными чертами, связанными с градостроительной ситуацией, архитектурно-композиционными особенностями, т. е. тем предметно-пространственным наполнением, которое формируется в зависимости от специфики ландшафта и процессов общественной и личной деятельности человека [1].
При проектировании освещения городской среды светодизайнеры сталкиваются с разными факторами, среди которых наиболее существенными являются характеристики городских пространств, а также их функциональные признаки [2].

Первый фактор складывается из представлений о городе, районе, фрагменте городской среды, их типе, масштабе, структуре, объемно-пространственной организации, стилистических характеристиках архитектурного окружения и полихромии цвета. Иначе говоря, характеристики городских пространств обусловлены масштабно-пространственными значениями, которые кристаллизуются в обществе.

Второй фактор - функциональные признаки – предполагает еще не получивший широкого применения в России анализ функциональной деятельности человека в городском интерьере и анализ самой общественно-пространственной организации, что, собственно, и определяет качество и наполнение создаваемой световой среды.

Если при работе с первым фактором практический интерес светодизайнера направлен на решение физической величины и ее композиционных и пластических взаимосвязей, то со вторым фактором все несколько сложнее. Здесь довольно трудно провести четкую грань между множеством общественных процессов, протекающих на одном фрагменте территории; между различными пространственными соотношениями улиц и площадей, дворовых пространств и зеленых зон etc. Каждый городской интерьер складывается в результате разных функциональных взаимосвязей: пространства отдыха и досуга, коммуникации и общения, передвижения людей. Поэтому формирование световой среды фрагмента города должно начинаться с комплексной оценки его функциональных задач и пространственной организации, являющихся основой и первопричиной светового композиционного решения.

Одной из особенностей теории и практики в области городского освещения в России является то, что понятие «художественность» и «эстетичность» используются главным образом применительно к архитектуре, а не к городской среде в целом. Поэтому художественность cветового решения (а также ее оценка) зависит в основном от архитектурного освещения.

Однако организация световой среды города, основанная преимущественно на архитектурном освещении, зачастую приводит к ее перенасыщению светом: размываются грани между индивидуальной пластикой зданий, особым характером улиц, их функциональными особенностями, благодаря чему возникает ряд неотличимых друг от друга общественных пространств. В результате теряется главное – качество комплексного светового окружения вечернего города, исчезает самобытность города в целом. [3].

Изучение мирового практического опыта, позволяет выявить разные световые решения, в которых освещение, отражая функциональные характеристики среды, приобретает индивидуальность. Это становится возможным вследствие правильно построенной иерархией всех видов освещения в поле зрения человека, а вовсе не за счет завышения яркости или увеличения количества освещенных объектов.

Как известно архитектура и городская среда имеют разные функционально-художественные установки и требования при проектировании, следовательно, их решения с помощью средств искусственного освещения также формируются исходя из разных критериев их оценки.

В 2011-2012 году был осуществлен проект-исследование городской среды Москвы «Территория культуры. Кварталы Волхонки», где автором статьи проводилось исследование световой среды района [4]. При работе с волонтерами и участниками проекта ставилась задача оценить не только техническое качество освещения, но и его художественное качество по отношению к контексту и комплексной организации световой среды.

Как известно, для большинства видов освещения разработаны нормы, где критерии оценки качества разные и зависят от задач, выполняемых искусственным светом. Например, для функционального освещения критерием нормирования является такая зрительная функция, как быстрота различения. Здесь важно подобрать тот уровень яркости, при котором водитель может вовремя разглядеть объект на дороге, будь то пешеход или выбоина на асфальте. В витринном освещении нормируется освещенность, поскольку критерий нормирования в этом случае другой – видимость объекта, ведь у человека, который разглядывает товар, время не столь ограничено, как у водителя автотранспорта. В архитектурном освещении критерием является комфортность восприятия, а, точнее, отсутствие зрительного дискомфорта[5]. При этом учитывается восприятие как с точки зрения водителя, так и с точки зрения пешехода, у которых совершенно разные условия восприятия освещенных фасадов. Водителю важно, чтобы на периферии его зрения не было слишком ярких объектов, мешающих следить за проезжей частью, то у пешехода взгляд направлен не вдоль дороги, как у водителя, а поперек, перпендикулярно фасадам зданий. Также комфортность восприятия зависит от таких параметров как: распределение яркости в поле зрения; неравномерность освещения на поверхностях объектов и в пространстве; насыщенность пространств светом; ослепленность и дискомфортная блескость; направление световых потоков; спектральный состав излучения источников света, их цветопередача; динамика освещения [6].
Для оценки и прогнозирования светокомпозиционных параметров вечерней среды города Н.И. Щепетковым была выдвинута система критериев, включающая в себя: уровни освещения, определяющие светлоту и насыщенность пространства (количественный критерий); доминирующую цветность; кинетику освещения и структуру светового поля, от которых зависят качество и масштаб создаваемого светопространства (критерии качества) [7]. Этот диапазон светотехнических показателей может служить основой для выбора светокомпозиционных параметров, с помощью которых обеспечиваются комфортные условия зрительного восприятия, режимы и цветность освещения, необходимая масштабность светопространств.

По мнению автора статьи, данных критериев недостаточно для комплексной оценки световой среды, поскольку в этом случае не учитывается одно из ее основных качеств – содержательность.
Специалисты признают, что оценка содержательности - дело субъективное, поэтому особенно важно было не только исследовать объекты и фрагменты световой среды с точки зрения комфорта и безопасности, но и определить систему критериев художественного качества световых решений.

В проекте-исследовании городской среды Москвы было предложено рассматривать в комплексе такие факторы как комфорт, обеспечение безопасности и эстетические свойства световой среды по отношению к человеку [4]. Следует отметить, что термин «эстетические свойства», который использовался автором во время доклада результатов исследования на научно-практической конференции в МАРХИ в 2014 г. [3], получил неоднозначную оценку, т.к. понятие «эстетика» включает в себя более широкий спектр значений [8], поэтому применительно к «критериям качества световой среды города» следует использовать другое понятие, в большей степени соответствующее специфике изучаемой проблемы. Исходя из того, что световая среда города формируется на основе функционально-художественных установок, автор предлагает определять данный критерий как «дизайн-свойства световой среды города», который, с его точки зрения, более полно отражает специфику визуального качества светового окружения.
Если «комфортность» и «безопасность» являются общепринятыми светотехническими понятиями, учтены в нормах и правилах и описаны в системе критериев Н.И. Щепеткова, Н.В. Оболенского, Г.В. Каменской, В. Келера и В. Лукхардта [5,6,7,9,10,11], то термин «дизайн-свойства световой среды города» требует разъяснения.
По мнению автора, «дизайн-свойства световой среды города» включает в себя: информативную эффективность, образную выразительность, целостность световой композиции, рациональность светового решения (Рис.1) [12].

Информативная эффективность – создание с помощью средств искусственного света системы акцентов и ориентиров в световой среде города, исходя из функциональной наполненности, знаковости, характерных черт и способов организации городского пространства. Она отвечает за соответствие смыслового содержания светового решения городскому окружению, его функциональным пространственным характеристикам и особенностям архитектурной среды.

Образная выразительность - отражение в светокомпозиционных решениях стиля городской жизни, современных вкусов, специфики природного ландшафта, которые формируют единый контекст восприятия города, его социокультурный код. Все это позволяет говорить о световом решении фрагмента городской среды как о целостной образной системе, хотя и слабо структурированной, но обладающей выраженными эстетическими связями и отношениями элементов, что дает возможность не только распознать образ, но и проанализировать его в категориях художественной композиции. При решении образной выразительности учитывается световая культура города, региона; значимость идей, заложенных в световом решении и убедительность их выражения.

Целостность световой композиции - организованность градостроительной структуры, характеризующаяся взаимосвязью светопространств внутри одного фрагмента города или ансамбля. А также соответствие светового решения, основанного на иерархической соподчиненности элементов, архитектурно-планировочной организации городской среды, динамики полихромии.

Рациональность светового решения – обоснованный выбор средств и приемов освещения по отношению к идее или замыслу; соответствие светового решения утилитарно-практическим задачам; оценка его энергоэффективности.

На основе предложенных критериев комплексной оценки было проведено исследование освещения района Волхонки, в результате которого из всего многообразия световых решений, представленных на схеме «Существующая световая среда района Волхонки» (Рис.1), были выявлены примеры качественной организации световой среды – схема «Исследование качества световой среды района Волхонки». (Рис.2, 3-5).

Существующая световая среда района ВолхонкиИсследование качества световой среды района Волхонки

Рис.1 Схема «Существующая световая среда района Волхонки» © [4]
Рис.2 Схема «Исследование качества световой среды района Волхонки» [4]

Фото освещения входной зоны ул. Пречистенка, 2012г / Подгурский Д. Фото информационных стендов на Гоголевском бульваре, 2012г / Быстрянцева Н. Фото Борисоглебской церкви на фоне административного здания, 2012г. / Быстрянцева Н.

Рис.3 Фото освещения входной зоны ул. Пречистенка, 2012г © Подгурский Д.
Рис.4 Фото информационных стендов на Гоголевском бульваре, 2012г © Быстрянцева Н.
Рис.5 Фото Борисоглебской церкви на фоне административного здания, 2012г. © Быстрянцева Н.

Также использование критериев комплексной оценки световой среды позволило выявить наиболее проблематичные участки в освещении городских пространств (примеры на рис.6-8) и определить способы оптимального решения.

Фото Арбатской пл, (перенасыщение информационными носителями) 2012 г. © Быстрянцева Н.Фото Старого Арбата (слепящее действие приборов наружного освещения), 2012 г © Каратаева К.Фото ул. Остоженка (неосвещенные дворовые территории)  , 2012 г © Порохня С.

Рис.6 Фото Арбатской пл, (перенасыщение информационными носителями) 2012 г. © Быстрянцева Н.
Рис.7 Фото Старого Арбата (слепящее действие приборов наружного освещения), 2012 г © Каратаева К.
Рис.8 Фото ул. Остоженка (неосвещенные дворовые территории) , 2012 г © Порохня С.

В результате чего стало возможным, в первую очередь, сформулировать рекомендации по снятию проблем существующей световой среды и на их основе разработать дальнейшие предложения по комплексному освещению общественных территорий.
Это приводит к выводу, что формирование светового решения фрагмента города, основанное на комплексной оценке его функциональных задач и пространственных характеристик, соответствует специфике средового проектирования городского освещения.
Заявленные критерии оценки световой среды позволяют (1) во многом определить степень адекватности световой среды информативному, социальному и средовому контексту и (2) дают возможность создавать комплексные световые решения с интеграцией всех компонентов (видов освещения) в единое художественное целое.
При реконструкции или создании световых решений, на основе предложенных критериев, главной целью станет не увеличение количества освещенных объектов, а, в первую очередь, улучшение визуального качества световой среды города.

Литература:

  1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства.- М.:Стройиздат, 1984.
  2. Шимко В.Т., А.А. Гаврилина. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. Архитектура-С, 2004.
  3. Быстрянцева Н. В. Эстетика световой среды. Труды МАРХИ. Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование». 11-15 апреля 2013.
  4. Быстрянцева Н.В., Ван дер Хейде Р. Формула света: исследование световой среды района Волхонки / Территория культуры. Кварталы Волхонки. – М.: ООО «Проект Белый Город», 2014. – 115 с.: илл. — С.50–57.
  5. Свод правил СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* Оболенский Н.В. и др. Архитектурная физика. Архитектура-С, 2007.
  6. Оболенский Н.В. и др. Архитектурная физика. Архитектура-С, 2007.
  7. Щепетков Н.И. Световой дизайн города. Архитектура-С, 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова С. Толковый словарь русского языка, Издательство: М.: ИТИ Технологии, 2006.
  9. Каменская Г.В., Зобов В.П., Подгорных Л.А., Петрова Л.И.,Курносов А.Ю. Отчёт о научно-исследовательской работе «Исследования, разработка рекомендации и техническиерешения комплексного светового оформления основных памятников архитектуры, площадей и улиц города Новгорода».1989.
  10. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре.- М.1961.
  11. Матвеев А.Б.Изобразительное искусство, световой дизайн и эстетика. Светотехника, 1999, № 3, - С.21- 24.
  12. Быстрянцева Н.В. Критерии оценки визуального качества искусственной световой среды города. Тезисы докладов научно-практической конференции «Световой дизайн», – СПб: Университет ИТМО, 2014.

 

Вернуться в энциклопедию