Регистрация

Энциклопедия

Системы навигации в концепции«взаимоувязанной» пустоты.

Рассмотрение «Концепции единой светоцветовой среды города Москвы» с точки зрения проблемы систем навигации (СН) позволяет говорить о довольно невнятном указании путей решения данного вопроса. СН способны не только обеспечивать комфортное и эффективное передвижение в городе, но и влияют на эстетику среды. В концепции справедливо говорится, что устранение недостатков световых ориентиров и информации положительно скажется на формировании социокультурного климата города и экономическом развитии. Однако текст обнажает ряд острых неозвученных тем.

Во-первых, и это наиболее значительная проблема, не рассматриваются вопросы комплексного проектирования городской среды, городской мебели и оборудования. При этом концепция призывает к их систематическому «взаимоувязыванию». Но как связывать то, чего нет?

Во-вторых, реклама и информация в тексте выступают заедино, хотя в мировой проектной практике не принято объединять рекламу и, в частности, СН 3.

В концепции поднимаются актуальные вопросы взаимоувязывания разных составляющих среды, но, к сожалению, не предусматривается комплексность «день-вечер» и нет внятных рекомендаций по решению светодизайнерских задач, что значительно снижает её практическую ценность. Проблема единого подхода к формированию архитектурной среды Москвы гораздо шире круга интересов данной концепции. Необходима выработка единой стратегии развития среды касательно ландшафта, рекреации, дизайна оборудования, светодизайна, дизайна визуальных коммуникаций и т. п. Иначе мы получим ещё массу разрозненных, и от того неэффективных концепций.

Актуальным представляется не критическое обсуждение текста данной концепции, а конструктивные замечания и предложения, способные дополнить её отсутствующими положениями, в данном случае в части проектирования СН.

Самосветящиеся СН не слишком распространены в европейских городах. В этом смысле Москва и Париж выбиваются из общей тенденции. Очевидно, не последнюю роль здесь играет площадь мегаполиса, а также соседство с рекламой. Реклама и городская информация рассматриваются как одно целое. Если проектирование СН не считается проблемой, то не рассматривается её взаимодействие с архитектурной средой. Совмещение указателей и рекламы создаёт информационное перенасыщение и хаос как днём так и вечером. Более того, из-за самосветящихся указателей повышаются средовые контрасты и усиливается визуальный дискомфорт. Указатели муниципальные (названия улиц, номера домов, указатели направления с названиями улиц) и указатели для транспортных систем (метрополитен, наземные виды транспорта) не рассматриваются как целостная система, не только регулирующая трафик, но и формирующая визуальное поле города. Именно рекламе мы обязаны появлением самосветящихся указателей на улицах города Москвы. В некотором смысле можно говорить о том, что такие самосветящиеся СН формирует своеобразный «информационный световой каркас» на уровне восприятия среды пешеходом и водителем. Сегодня он запутан и перенасыщен рекламой, но само присутствие в городе самосветящихся указателей обогащает город, хотя и требует определённой коррекции.

Находясь на уровне человеческого глаза или несколько выше, этот каркас активно входит в поле зрения человека. По яркостным характеристикам он оказывает наиболее активное влияние на восприятие среды ночного города. И дело здесь не в стилистике и вовсе не в графических аспектах и функциональности размещения, а в интенсивности влияния и активности восприятия. Когда к этой активности добавляются такие раздражители, как перегрузка рекламой, слабая информативность, графические и функциональные недостатки, визуальный дискомфорт усиливается.

Влияние информации и рекламы на светоцветовую среду города колоссально, они «работают» скорее как акцентирующее освещение, но удовлетворяют и утилитарную потребность.

В обсуждаемой концепции содержится немало повторов, говорящих о необходимости комплексного и взаимоувязанного подхода к формированию светоцветового облика города, но по части рекламы и информации конкретные предложения отсутствуют. При огромном количестве информации в Москве она представлена всего несколькими видами информационных самосветящихся носителей. Это короба с названиями улиц и номерами домов, ранжируемые в зависимости от городской планировки (центр, районы) и указатели направлений с названиями улиц. Недавно к ним добавились самосветящиеся установки с туристической информацией, а также неосвещаемые указатели направления. Кто сегодня устанавливает информацию в городе? Кто создаёт концепции в отрыве «дня» и «ночи»? Разговоры о СН упираются и в их графический облик, хотя, основное значение имеет функциональное размещение знаков. О какой гармонизации освещения и СН можно говорить, если никто не пытается рассмотреть вопросы собственно проектирования равноэффективных СН для дневного и вечернего времени суток, и, строго говоря, – СН вообще. Как планируется увязать существующие или несуществующие СН и рекламу?

Ограничив освещённость одного в угоду другому или регулируя её во времени? Да и что собственно мы называем рекламой? Идентифицирующие вывески на магазинах – это что – тоже реклама?

Вот и выходит, что если кто-то и разрабатывает коммуникационные указатели, вряд ли речь идёт об их взаимоувязывании со средой как в светлое, так и в тёмное время суток. Что есть информация, какова её функция? Утилитарная? Или художественно-декоративная? Возможно, настало время, когда необходимо выделить в этом поле системы навигации, рассмотреть их отдельно, а потом уже говорить о взаимоувязывании? Один из важных вопросов – проектирование визуальных коммуникаций в исторической среде. Насколько актуально проектирование оборудования, являющегося информационным носителем, в «историческом стиле»? Проблемы СН обострились только к концу ХХ века, и попытки привести внешний вид указателей в соответствие с историческим периодом, в котором их не существовало, как минимум странно. Также вызывает сомнение конструкция оборудования, которое перегораживает половину тротуара, делая нашу и без того труднодоступную среду перегруженной дополнительными бессмысленными барьерами. Простое, стилистически единое, удобное оборудование, размещённое в соответствии с тщательно продуманными функциональными схемами, хорошо читаемая и графически привлекательная информация способны во многом упростить ориентирование и сделать среду комфортнее.

Не меньше проблем связано и с состоянием нормативно-правовой базы проектирования СН. При всём слабом состоянии законодательной базы, вопросы работы указателей в вечерне-ночное время вообще не упоминаются. Исключением является ГОСТ Р 52290–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные».

Ещё один уровень проблем – проектирование безбарьерной среды, в том числе световой. К сожалению, он также не охвачен рассматриваемой концепцией.


3 Это серьезное заблуждение, негативно влияющее на выполнение основной задачи систем навигации, – находиться в нужном месте и в нужное время и графически эффективно информировать пользователя. В случае же сегодняшней московской практики проектирования указателей направления, совмещённых с рекламой, трудно контролировать принципы их функционального размещения.

Вернуться в энциклопедию